Якорная лебедка это простое устройство, потребность в котором, возникает у каждого владельца лодки или небольшого катера. Основное свое применение она находит в двух областях:
На воде (будь то река или водоём), при ветреной погоде, образуется сильное течение и происходит появление достаточно высоких волн, и чтобы упростить погрузку/выгрузку якоря в таких условиях, используют якорную лебедку. Якорные лебедки это незаменимый атрибут и для рыбалки на лодке со спиннингом, когда на ней приходится много перемещаться.
Так как лодки имеют различный вес, его необходимо учитывать и при выборе лебедки - лучше отказаться от конструкции, обладающей большей весом. Мощность лебедки также будет разниться для вёсельных и моторных лодок. Лебедки для лодки классифицируются как ручные и электрические, и могут применяться, в том числе и для лодок ПВХ.
Стандартная комплектация якорной лебедки для лодки:
Местом крепления лебедки на лодке ПВХ, служат различные места. Это «нос» лодки, передние и задние сидения, с созданными при этом различными системами блоков. Способов крепления к баллону надувной лодки есть несколько. Один из них самый простой - крепление на транец. В случае, если конструкция лодки не предусматривает транец, устанавливаются направляющие профиля, к заранее приклееным (методом спайки) резиновым накладкам. Многие компании занимаются изготовлением уже готовых наборов для крепления лебедки.
Установка лебедки, в конструкцию которой уже входят металлические профили, производится в такой последовательности:
В случае использования лебедки с электрическим приводом, к ней необходимо подключить дополнительное питание 12 V/DC. Для предотвращения короткого замыкания, аккумуляторная батарея помещается в «карман», так как вода это хороший проводник.
При установке лебедки на транец, следует поднять «нос» лодки максимально выше. В таком положении, поднятый якорь не будет создавать помехи для нормальной работы установленного электромотора.
Если вы решили купить якорную лебедку уже с креплениями, рекомендуем обратить внимание на электрические модели лебедок, где в комплектации идёт регулирующаяся катушка, которая берёт на себя функцию самостоятельной укладки веревки при сматывании.
Первым делом, уточняем вес, а так же размеры якоря и роульса к нему. Затем прикидываем поместятся ли этот якорь с роульсом на площадке (не забываем прибавить длину якорного вертлюга, так как при подъеме, якорь без него не сможет развернуться на роульсе. Благодаря этому вы увидите где должен размещаться барабан лебедки, учитывая что якорный вертлюг не упрётся в барабан при фиксации якоря. После этого необходимо взять выбранную лебедку и прикинуть её размеры, чтобы увидеть где окажется отверстие для сброса цепи-веревки в рундук. Нужно убедиться чтобы в рундуке хватило высоты для расположения веревки-цепи. Для обычной цепи, высота играет не такую критичную роль.
Только после этого стоит переходить к покупке. В интернете можно без труда найти все размеры якорей, роульсов и самих лебедок. В случае если лебедка или роульс попадает на закругленные места палубы, необходимо сделать переходники, что придаст большей надежности их креплению.
Несколько рекомендаций по тросу для якорной лебедки, во избежании неприятностей с зацепом якоря при движении лодки:
Лебедка для перемещения лодки либо катера не так требовательна к себе, как якорная, и разнится лишь в показателях мощности в соотношении к массе объекта.
Помимо качества, бренда, просто комфортного использования, важнейший показатель при выборе лебедки для лодки - это тяговое усилие, необходимое для выполнения данных задач. Оно рассчитывается самостоятельно, с учётом веса катера или лодки и условий, в которых будет использоваться устройство. Так же берется в учёт трение и уклон при движении.
Рассчитывается тяговое усилие по формуле:
P = (M) * (sin α) + (μ) * (M) * (cos α), где:
P – Тяговое усилие;
M - Вес объекта;
µ - Коэффициент трения;
α - Угол уклона;
Если с sin и cos, нам достаточно вспомнить начальные уроки геометрии, то со значением коэффициента трения, рассмотрим подробнее:
При условии когда лодка находится на прицепе, но колёса заблокированы - максимальное значение µ, составит - 0,75
Если же колёса крутятся, значение µ вообще не берется в учет, либо берётся как коэффициент трения в подшипнике скольжения 0,08.
То же касается трения металла по металлу 0,2. Либо стали по стали 0,09.
Рассмотрим формулу в действии и рассчитаем тяговое усилие на примере вытаскивания катера с прицепом совокупной массой 2 тонны (2000 кг). Допустим колёса у катера не вращаются (зафиксированы) и угол наклона поверхности = 30°. Тяговое усилие будет равно:
2000 * sin 30° + 0,75 * 2000 * cos 30° = 2300 (кгс)
Если колёса прицепа не заблокированны и вращаются, то достачно будет тягового усилия в 1 тонну.
Самыми популярными являются:
Самой дешевой является якорная лебедка AutoTRAC Big Water 45
Якорную лебедку можно купить на сайте lebedka.ua